Цигун-терапия
Главная → Родителям → Консультации инструктора по физ. культуре → Цигун-терапия
«Звуковая гимнастика, или метод придыхания и произнесения слов из китайской цигун-терапии»
Действенную помощь в оздоровлении тех или иных больных внутренних органов ребенка могут оказать так называемые звуковые упражнения. Особенно широко они используются в китайской цигун-терапии. (Цигун — это искусство укрепления здоровья с помощью специальных упражнений, в том числе и звуковой гимнастики, практикуемое в Китае. В переводе на русский «ци» — это «жизненная энергия», а «гун» означает ее нормальное функционирование в человеческом теле). Данную звуковую гимнастику наши дети могут осваивать начиная с 4,5—5 лет, разумеется, под руководством взрослых (инструктор лечебной физкультуры или родители, прошедшие специальную подготовку).
В чем заключается суть этого метода?
Если коротко, то основан он на эхо — эффекте. Человек произносит с той или иной тональностью и громкостью определенный набор звуков. И потом эти звуки, вибрируя, в виде звуковых волн доходят до определенного органа и тем самым стимулируют его функции. Причем для каждого внутреннего органа существует своя звуковая гамма, как бы свои позывные. Этот факт был установлен китайскими народными лекарями еще в глубокой древности.
Естественно, чтобы резонансный эффект давал хорошие результаты, нужно научить ребенка правильно произносить необходимые звуки. Не менее важно также, чтобы он их не выкрикивал, но и не говорил слишком тихо. В противном случае можно не только не достигнуть никаких результатов, но иногда даже навредить. Так что обучение должно проводиться под руководством специалистов. Начинать следует с низкой интенсивности звука и после этого постепенно увеличивать ее. Различные органы требуют и различной интенсивности звука. Например, для пациентов с заболеваниями сердца или легких более предпочтительны низкая и средняя интенсивность силы произнесения. А вот пациентам с болезнями печени, селезенки, желудка, а также почек и кишечника следует использовать среднюю и высокую интенсивность.
Для стимуляции функции каждого из перечисленных органов применяется строго определенный набор звуков, или «позывных». Например: «гон» — звук селезенки, «шэн» — звук легких, «гуо» — звук печени, «чей» — звук сердца, «ю» — звук почек. Каждый звук далее разделяется на два звука — высокий и низкий.
Желательно, чтобы перед произнесением звуков ребенок максимально расслабился. Начинают освоение с низкого звука «дуа» — это своего рода начальная тренировка. Потом тот же звук следует произносить с постепенным усилением до более высоких тонов.
А теперь непосредственно о выполнении самого упражнения. Ребенка просят стать с расставленными ногами, затем положить кисти своих рук на поясницу чуть выше ягодиц. При этом средними пальцами нужно прикоснуться к точкам, расположенным над самым верхним краем той и другой ягодицы, чтобы потом во время звукового упражнения надавливать на эти точки. А дальше ребенок должен слегка повернуться грудной клеткой направо и наклонить голову (положение ног не меняется, или, другими словами, как стоял ребенок на одном месте, так и должен оставаться). Теперь можно начать произносить звуки в зависимости от того, какой орган хотят подлечить: «шен» — легкие, «гуо» — печень и т. д. Вначале произносят высокий звук. По мере того как ребенок «тянет» звук, голова и грудная клетка должны постепенно возвращаться в нормальное положение — иначе говоря, ребенок стоит прямо. После этого он должен сделать глубокий вдох и выдох через нос. И так несколько раз, пока не восстановится нормальное дыхание. Вслед за этим можно приступать к произнесению низкого звука. Методика произнесения такая же, за исключением того, что при этом тело ребенка поворачивается налево. И снова пауза для восстановления нормального дыхания. Проделав цикл, состоящий из произнесения звуков высоких и низких, и тем самым «зарядив» больной орган энергией, нужно закрыть «утечку» энергии из организма. Для этого ребенок должен поднять руки над своей головой в виде «крыши» и потом сразу же опустить их вдоль тела с вывернутыми ладонями наружу. Это один полный цикл.
Таких циклов следует проделывать не менее 4—5. Понятно, сразу это не получится. Нужна постепенная тренировка. Ребенок может и уставать, и отвлекаться. Здесь требуются выдумка, такт и большое терпение от окружающих его взрослых.
Тех родителей, а также дедушек и бабушек, кого данный вопрос и вообще вся система цигун интересует более подробно, могу адресовать к научно-популярной книге «Китайская цигун-терапия», выпущенной московским издательством «Энергоатомиздат» в 1991 г. Однако заранее хочу предупредить, что, не успев выйти в свет, книга сразу же стала библиографической редкостью.
Литература: С.М. Мартынов. Нестандартные методы реабилитации часто болеющих детей: книга для родителей. – М., 2005.